Региональный проект «Цифровая образовательная среда» В городском округе город Салават Республики Башкортостан


реализация регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2019 году осуществляется по следующим направлениям:
1) Подготовка и предоставление заявки на участие в отборе на
предоставление субсидии на финансовое обеспечение – участник проекта МБОУ «СОШ No 18» г. Салавата. Заключено соглашение о реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан, заключено соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов. Окончание сроков рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе — 05.07.2019 года. Проведение электронного аукциона — 08.07.2019 год 2) Организация работы по обновлению информационного наполнения и функциональных возможностей открытых и общедоступных информационных ресурсов образовательными организациями, реализующими основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы городского округа город Салават Республики Башкортостан
3) Организация прохождения курсов повышения квалификации работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, с целью повышения компетенций в области современных технологий 4) Внедрение в образовательную программу современных цифровых
технологий.
В настоящее время в школах города имеется: 1780 единиц ПК, 209 интерактивных досок; 29 систем интерактивного опроса VOTUM, 18 цифровых лабораторий по биологии и химии; 16 цифровых лабораторий по физике; 18 цифровых микроскопов; 83 документ-камеры; 3 3D-принтера; 2 3D-сканера; среднее количество учащихся на 1 ПК в ОО – 12 человек.
Технические и технологические возможности учреждений на сегодняшний день взаимно дополняют друг друга и позволяют создать распределенную образовательную среду, в рамках которой возможно осуществление дистанционной образовательной деятельности для работы с обучающимися. Выбор технологических решений и требования к конфигурации технических устройств зависят от педагогических принципов организации дистанционных образовательных программ.
Под влиянием информатизации общества происходят существенные изменения в механизме функционирования и реализации системы образования. Так, информатизация инициирует следующие процессы:
а) Совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно- педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей.
Функционирование сайтов всех образовательных организаций и их соответствие требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации осуществляется посредством мониторинга ежеквартально в соответствии с приказом Управления образования Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 6 февраля 2018 г. No98, приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года No785, ФЗ РФ от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», письмом Рособрнадзора от 25.03.2015 N 07-675, ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению», ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных; постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации». Исполнение законодательства и нормативно- правовых актов в сфере образования при представлении информации об образовательной организации в открытых источниках на хорошем уровне в МБОУ «Гимназия No1» г. Салавата, МБОУ «СОШ No24» г. Салавата, МБОУ «СОШ No20» г. Салавата, МБОУ «СОШ No7» г. Салавата, МБОУ «СОШ No21» г. Салавата, МБОУ «СОШ No22» г. Салавата, МБОУ «СОШ No4» г. Салавата, МБОУ «Лицей No8» г. Салавата, МБДОУ«Детский сад общеразвивающего вида No 46» г.Салавата, МБДОУ «Детский сад No25» г.Салавата, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида No 35» г.Салавата, МБОУ ДО ДД(Ю)Т г.Салавата.
Помимо этого, осуществлен переход общеобразовательных организаций на электронный документооборот, в том числе электронный журнал/дневник. При этом используются такие автоматизированные информационные системы как: dnevnik.ru, edu.brsk.ru, 1C: Предприятие. Исполнение законодательства при ведении электронных журналов/дневников на высоком уровне в МБОУ «Лицей No1» г. Салавата, МБОУ «Гимназия No1» г. Салавата, МБОУ «Гимназия No2» г. Салавата, МБОУ «СОШ No4» г. Салавата, МБОУ «СОШ No20» г. Салавата, МБОУ «СОШ No21» г. Салавата.
Внедрен переход на учет и контроль по безналичной системе оплаты питания учащихся.
б) Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества.
Так, можно отметить ежегодный стабильный охват конкурсами и олимпиадами по информационным технологиям учащихся общеобразовательных учреждений, а также работников образования. Количество учащихся, принявших участие в конкурсах по информационным
технологиям в 2018-2019 учебном году – 416 человек, из них: приняли участие на школьном уровне 248 человек, на муниципальном уровне — 12, на региональном — 34, на всероссийском — 255. Количество учащихся, принявших участие в олимпиадах составило 488 человек, из них: на школьном уровне — 313, на муниципальном — 84, на региональном — 27, на всероссийском — 70 и на международном — 110 человек.
Современные организационные формы обучения активно применяются в МБОУ “Гимназии No 1” г. Салавата, в которой организована работа 3-д лаборатории, где производится 3-д моделирование, 3-д сканирование, 3-д печать; организована работа по ИЗО – деятельности с использованием 3-д ручек. Для коррекционно-развивающей работы с учащимися начальных классов используются iPad-столы, а для обучения длительно отсутствующих учащихся применяются дистанционные технологии обучения.
в) Создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно- учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды совместной деятельности по обработке информации.
В рамках данного процесса можно отметить, увеличение количества информационных ресурсов в сети интернет, созданных педагогическими работниками в образовательных целях, из них: личных сайтов — 44, страниц на образовательных ресурсах — 495.
В школах используются цифровые лаборатории по биологии, химии (16 комплектов), физике (14 комплектов), цифровые микроскопы (12 комплектов). Также педагогические работники активно используют в своей образовательной деятельности, такие сервисы как learningapps.org, calameo.com, google.
Силами МБУ ДПО УМЦ г. Салавата создана и функционирует система дистанционного обучения для одаренных детей в рамках подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников. К созданию учебных курсов в данной системе привлечено 16 педагогических работников, которыми разрабатываются курсы по направлениям: немецкий язык, английский язык, физика, математика, информатика, физическая культура.
г) Создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Этот процесс характеризуется активным использованием в образовательной практике системы интерактивного опроса VOTUM (26 комплектов), SMART Response, систем опроса, позволяющих проводить анализ результатов мгновенно (например, Online Test Pad).
В условиях формирующегося единого информационного пространства, в котором уровень развития любой организации определяется ее возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации, особое значение приобретает информационное обеспечение, эффективное использование информационных технологий во всех видах деятельности.
По состоянию на сегодняшний день в городе развиты дополнительные меры поддержки образовательных организаций, например, информационно- методическое сопровождение через интернет-порталы. Функционирование таких порталов призвано решать следующие задачи: оказание постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций; предложение педагогам и учащимся средствами простого и доступного интерфейса новых форм и методов работы в информационно-образовательной среде.
Так, в 2018-2019 учебном году начали функционировать следующие информационно-методические порталы: Образование без границ (inclusionsalavat.ru), Электронное образование (project939325.tilda.ws/), портал Центра одаренности (intellektdeti.ru). Планирует начать свою работу портал по профориентации учащихся.
Распределенная система порталов представляет собой средство представления, распространения, а также систематизации, структуризации и унификации информационных ресурсов, накопленных в Интернете. Обладая огромным потенциалом в области образования, управления учебным процессом и проведения научных исследований, портальная технология составляет основу единой информационной среды системы образования города.
В 2019-2020 учебном году планируется техническое развитие данных порталов, благодаря чему станет возможным формирование социальных педагогических сообществ, которые могут работать как в реальном, так и виртуальном пространстве. Таким образом, порталы будут представлять собой современную форму репрезентативности в информационном пространстве.
В 2019 году повысили квалификацию на курсах по программе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС», организованными МБУ ДПО УМЦ г.Салавата, 92 педагога из образовательных организаций. На курсах по программе «Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности» — 75 педагогов.